Представительства и филиалы ГК в странах и городах

Содержание
  1. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике
  2. Определение терминов
  3. Общие признаки филиала и представительства
  4. Проблема территориальной обособленности
  5. Вопросы имущественной обособленности
  6. Руководители филиалов и представительств
  7. Положение о филиале
  8. Обязательность отражения сведений о филиалах и представительствах в ЕГРЮЛ
  9. Создание филиалов и представительств
  10. Видео 6.5. Представительство и доверенность
  11. Обособленное подразделение в налоговом праве
  12. Отличие филиалов и представительств от иных обособленных подразделений. Главный признак обособленного подразделения
  13. Налогообложение обособленных подразделений
  14. Видео Международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Как это работает?
  15. Филиалы и представительства юридических лиц. Зависимые и дочерние общества
  16. Филиалы и представительства юридических лиц
  17. Отличие представительства от филиала:
  18. Особенности представительства и филиала:
  19. Зависимые и дочерние общества
  20. Особенности дочернего общества:
  21. Может ли российская компания действовать в Европе без доп. Регистрации?
  22. Видео Отличия филиала и представительства иностранной компании в России
  23. Видео Представительства и филиалы юридического лица — комментарий к cтатье 55 ГК РФ

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха. Что следует выбрать — филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может это одно и то же? Понять различия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании, поможет настоящая статья.

Определение терминов

Прежде всего, оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время, статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия «филиал» и «представительство» приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно положениям данной нормы, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Помимо этого, филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом, филиал может выполнять все виды деятельности организации, либо некоторые из них.

Общие признаки филиала и представительства

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

  • сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;
  • оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;
  • филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах.

Вот как комментирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»: «. обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица . К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица».

При отсутствии такой доверенности, исковое заявление возвращается без рассмотрения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В силу п. 9 данного Постановления, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Проблема территориальной обособленности

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В 90-ые и «нулевые» между юристами шли ожесточенные споры о том, что такое «место нахождения» юрлица? Одни считали, что это конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия — иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В соответствии с этим предположением, территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

Другие юристы полагали, что под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург, Москва, Саратов и так далее).

Данный спор был разрешен только в 2021 году, когда законодатель принял закон № 209-ФЗ от 29.06.2021 года. Этот нормативный акт внес изменения в ГК РФ и установил, что местом нахождения юрлица является конкретный населенный пункт (муниципальное образование) на территории РФ. В свою очередь, в ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица в пределах места его нахождения.

Таким образом, территориальная обособленность, как признак филиала или представительства, означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. вне населенного пункта (муниципального образования), где зарегистрирована головная компания.

Вопросы имущественной обособленности

Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.

Впрочем, по поводу «отдельного баланса обособленного подразделения» не все так просто. Законодательство вообще не знает такого термина. На практике под ним понимают документ с отчетной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, а также способ учета показателей, позволяющий соотносить их друг с другом. Пункт 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что подобная отчетность должна содержать показатели деятельности всех филиалов. А отсюда вывод — филиалы не формируют отдельную отчетность и не составляют отдельного баланса. Следовательно, когда нормативные акты говорят об «отдельном балансе», они просто имеют ввиду перечень показателей, которые юрлицо установило для своих подразделений, выделенных на «отдельный баланс».

Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.

Руководители филиалов и представительств

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. Высший Арбитражный, а позднее и Верховный Суды неоднократно подчеркивали этот момент. Так, 23.06.2021 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 25, в котором еще раз пояснил, что основные полномочия руководителя филиала (либо представительства) подтверждаются только его доверенностью, а не положением или учредительными документами юрлица.

Интересно, что в далеком 1996 году, п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» указывал, что: «При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица».

Прошло чуть менее 20 лет и Верховный Суд, разъясняя данный момент, посчитал нужным убрать фразу «в положении о филиале». Таким образом, он дополнительно подчеркнул, что полномочия руководителя подтверждаются только доверенностью.

Положение о филиале

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Обязательность отражения сведений о филиалах и представительствах в ЕГРЮЛ

До 2021 года субъекты хозяйственной деятельности были обязаны указывать сведения о филиалах и представительствах в Уставе. В результате, учредительный документ какой-нибудь крупной федеральной компании на 1/3 состоял из длинного списка филиалов и их адресов, а изменения в Устав вносились каждые полгода.

Учитывая данный факт, государство изменило эту процедуру. В настоящее время законодательство требует, чтобы информация о филиалах и представительствах содержалась только в ЕГРЮЛ. Сведения о них в Устав можно и не вносить (ст.55 ГК РФ).

Создание филиалов и представительств

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства, и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства — поговорим о регистрации их создания. Как мы уже говорили выше, сведения о филиалах теперь надо указывать только в ЕГРЮЛ. Но это не значит, что нужно немедленно исключить эти сведения из действующих уставов. Новые правила касаются только филиалов и представительств, созданных после 01.09.2021 года.

Видео 6.5. Представительство и доверенность

Сегодня, для открытия филиала или представительства, необходимо пройти следующие шаги:

  • принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;
  • назначить в решении (протоколе, или в приказе) руководителя филиала или представительства;
  • заполнить заявление по форме Р13001 или Р14001 и заверить его у нотариуса. (О проблеме, связанной с использованием той или иной формы, мы довольно подробно говорили в отдельной статье. Желающие могут ознакомиться с ней на нашем сайте;
  • сдать документы в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ, в связи с созданием филиала или представительства, регистрирующий орган передает по каналам электронной связи файл, содержащий соответствующие сведения, в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь – в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.

Обособленное подразделение в налоговом праве

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве, шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ, обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Отличие филиалов и представительств от иных обособленных подразделений. Главный признак обособленного подразделения

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

  1. расположение вне места нахождения организации;
  2. наделение имуществом создавшей их организацией;
  3. наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;
  4. наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;
  5. назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;
  6. осуществление всех функций организации или их части (для филиала);
  7. представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест – вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: «Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ, во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения, посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника». Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться, или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что, если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).

Налогообложение обособленных подразделений

Различия между филиалами, представительствами и другими обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретают важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы, не имеют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения (в том числе и представительства с 2021 года), созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.

Примечательно, что, несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях к учредительным документам Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался.

Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (Решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-16080/2021 от 03.11.2021 года).

Видео Международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Как это работает?

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей.

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан, и она происходит с большими задержками.

В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.

Филиалы и представительства юридических лиц. Зависимые и дочерние общества

Филиалы и представительства юридических лиц

Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет его защиту.

Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 ГК).

Представительство отличает от филиала единственный — функциональный — признак.

Отличие представительства от филиала:

  • представительства предназначены только для представления интересов юридического лица и осуществления его защиты;
  • филиалы могут выполнять все без исключения функции или какую-либо часть функций юридического лица. Они могут выполнять и функции представительства.

Отсюда функции филиала шире функций представительства .

Особенности представительства и филиала:

  • не являются юридическими лицами (не имеют правоспособности), они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений;
  • руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности ;
  • должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица;
  • это подразделения (составные части) юридического лица, и в этом смысле они сопоставимы с другими его подразделениями (цехами, бригадами, участками, линиями, производствами и т.п.);
  • расположены вне места нахождения юридического лица , которое определяется местом его государственной регистрации;
  • факультативность в том смысле, что юридическое лицо может не иметь представительств (филиалов), а если имеет, может закрыть их, что никак не скажется на самом факте его существования.

Представительства и филиалы может иметь всякое юридическое лицо:

  1. независимо от его принадлежности к коммерческим или некоммерческим организациям и от его формы;
  2. как в пределах Российской Федерации, так и за ее пределами с соблюдением законодательства соответствующего государства.

Если какое-либо подразделение юридического лица имеет обособленность, но при этом его существование не носит факультативного характера, оно не является представительством (филиалом). Так, местоположение факультетов и институтов государственного образовательного учреждения «Иркутский государственный университет» не совпадает с местом нахождения данного юридического лица (так называемого главного корпуса), поскольку все они размещаются в разных корпусах, расположенных в разных районах города. Это не означает, что факультеты и институты выступают как представительства (филиалы): если мысленно «отбросить» отдельные факультеты или институты, это, конечно, не скажется на существовании Университета как юридического лица, но что останется от него, если таким образом «отбросить» все факультеты и институты? С представительствами (филиалами) подобный вопрос решается куда проще.

Представительства (филиалы) наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом (абз. 1 п. 3 ст. 55 ГК). Ввиду географической обособленности представительства (филиала) данное имущество экономически учитывается на их отдельном балансе, но из-за отсутствия у них правоспособности не имеет и не может иметь юридического обособления. По этой причине это имущество может быть объектом взыскания по обязательствам юридического лица, причем независимо от того, идет ли речь об обязательствах, связанных с деятельностью данного (или другого) представительства (филиала). По обязательствам, связанным с деятельностью представительства (филиала), ответственность несет юридическое лицо, при этом его ответственность является полной и не ограничивается объемом имущества, предоставленного представительству (филиалу).

Представительства (филиалы) действуют на основании положений, утвержденных юридическим лицом (абз. 1 п. 3 ст. 55 ГК). Открытие представительств (филиалов) должно быть сопряжено с наличием соответствующей информации в учредительных документах юридического лица, в том числе с необходимостью внесения в них дополнений (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК).

Руководство деятельностью представительства (филиала) осуществляет руководитель (другие органы закон не предусматривает), который назначается юридическим лицом и действует на основании доверенности (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК). Поэтому участники гражданского оборота вступают в правовые отношения не с представительством (филиалом) ввиду отсутствия у них правосубъектности, а с создавшим их юридическим лицом через физическое лицо — руководителя представительства (филиала), который является представителем юридического лица и действует в его интересах по доверенности (подробнее о представительстве и доверенности см. гл. 10 ГК).

Зависимые и дочерние общества

Согласно ст. 67.3 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним , если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом .

Особенности дочернего общества:

  1. дочернее общество могут создавать только хозяйственные общества и товарищества;
  2. дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного товарищества или общества;
  3. основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний или с согласия основного общества (п. 3 ст. 401), за исключением случаев:
    • голосования основного общества по вопросу об одобрении сделки на общем собрании участников дочернего общества, а также
    • одобрения сделки органом управления основного хозяйственного общества, если необходимость такого одобрения предусмотрена уставом дочернего и (или) основного общества;
  4. основное общество (товарищество) несет субсидиарную ответственность по долгам дочернего общества в случае его несостоятельности (банкротства) по вине основного общества (товарищества);
  5. участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным товариществом (обществом) убытков, причиненных его действиями или бездействием дочернему обществу (ст. 1064).

Согласно п. 4 с т. 6 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) хозяйственное общество имеет более 20% уставного капитала первого общества .

Создание представительства (филиала) и дочернего общества могут протекать при сходных условиях — стремлении юридического лица распространить сферу своего экономического влияния на другие районы и обеспечить там посредством их создания благоприятные условия для своего бизнеса.

Тем не менее представительства (филиалы) не являются юридическими лицами (а значит, испытывают больший контроль и влияние со стороны юридического лица, которое в то же время несет имущественную ответственность за их деятельность). Напротив, дочернее общество, хотя бы и одночленное, — это юридическое лицо со всеми вытекающими отсюда последствиями (в том числе самостоятельной ответственностью).

Если хозяйственное общество является одночленным, оно не может само по себе (без постороннего участия) создать дочернее акционерное общество (абз. 2 п. 6 ст. 98 ГК), но может создать представительство (филиал), на которое подобные ограничения не распространяются.

Может ли российская компания действовать в Европе без доп. Регистрации?

Может ли российская компания действовать в Европе без доп. регистрации?

Или: может ли зарубежная компания действовать на территории РФ без регистрации?

Понятно, что ЛУЧШЕ открывать юридическое лицо на территории страны.

Но вопрос в том, МОЖНО ли действовать без доп. регистрации — принимая платежи на счёт своего юридического лица.

Компании типа фэйсбука и сотни других международных бизнесов действуют от одного юрлица в сотнях стран, не открывая дополнительных юрлиц.

Также компании заключают между собой сделки на международном уровне — получая оплату через процедуры валютного контроля или через сервисы онлайн-оплаты.

В чем принципиальное отличие, если, например, на территории другой страны компания открывает магазин и принимает оплаты картой на свое исконное юрлицо на Родине?

Ведь иностранная компания может заключить и договор аренды с офисом или торговым помещением на зарубежной территории?

Ответы юристов ( 4 )

Видео Отличия филиала и представительства иностранной компании в России

  • 8,8 рейтинг
  • 898 отзывов

Федор, доброго времени суток!

Но вопрос в том, МОЖНО ли действовать без доп. регистрации — принимая платежи на счёт своего юридического лица.

Смотря, что понимать под «регистрацией». Если Вы имеете виду открытые новых/других юридических лиц, в таком случае да — можно без «регистрации»

Если же под «регистрацией» Вы имеете ввиду регистрационные действия в соответствующих органах, тогда нет без «доп регистраций» не обойтись.

Дело в том, что в обычно в таких случаях крупные компании открывают свои представительства и филиалы (это не новое юридическое лицо, а обособленное подразделение 1 юридического лица).

Если речь идет о наших компаниях, то можно руководствоваться статьей 55 ГК РФ, если об иностранных, тогда статьей 21 ФЗ № 160 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 года.

В чем принципиальное отличие, если, например, на территории другой страны компания открывает магазин и принимает оплаты картой на свое исконное юрлицо на Родине?

Ведь иностранная компания может заключить и договор аренды с офисом или торговым помещением на зарубежной территории?

Принципиальное отличие, что все это будет 1 юр лицо с большим количеством представительств. Причем у каждого представительства может быть отдельный счет, через который они будут проводить расчеты.

Нет, они могут принимать деньги через агрегаты в рамках закона уведомляя к примеру об этом свои налоговые органы.

Насчет фейсбука точно Вам не отвечу таким вопросом не задавался, но я не вижу проблем для открытия представительств для крупных компаний. Также можно просто сделать сайт доступный по всему миру.

В отношении электронных сервисов уже ответил мой коллега Беляев Евгений.

Так там не только фейсбук, а миллион других глобаольных сервисов. Мой вопрос в том и заключается, чтобы понять в чём ЮРИДИЧЕСКОЕ отличие между «просто сделать сайт доступным по всему миру» и иметь, например, физический офис в иностр. государстве? Если отличия нет, то не понимаю, зачем тратить время на регистрацию каких-то представительств — онлайн-сервисы это явно не делают.

  • 10,0 рейтинг
  • 3700 отзывов эксперт

Добрый день. В данном случае Вы допускаете некое смешивание понятий. Работа в сети и работа на территории иностранного государства это немного разные вещи и они определяются законами именно той страны, в которой Вы планируете работать. Поэтому здесь нет общих правил, а есть законы конкретных стран по ведению в них бизнеса. Постановка на учет в конкретной стране связана именно с необходимостью уплаты налогов в ней.

Что касается бизнеса в сети, то здесь большая свобода действий, поскольку фактически бизнес ведется именно через интернет. При этом опять же существует зависимость от специфики деятельности и страны. Скажем в РФ, если иностранная компания действует без представительства через интернет требуется постановка на учет в качестве например того же плательщика НДС — ст. 83 НК

4.6. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющей расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранной организации — посредника, признаваемой налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса (за исключением иностранной организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями указанных услуг через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), осуществляется налоговым органом на основании .

Именно так работают многие крупные международные компании, не имеющии представительств в РФ. Скажем тот же сервис Букинг.ком.

Поэтому ответить вообще на Ваш вопрос нельзя. Нужно знать страну, на которую направлен Ваш бизнес, и уже условия работы компании из РФ в рамках этого бизнеса будут зависеть от законодательства этой конкретной страны.

С уважением Евгений Беляев

отличие есть и зависит оно от физического присутствия иностранной фирмы в той стране, где ведется бизнес. Если речь именно о снятии офиса и ведении деятельности через него, то необходимо представительство, и как следствие регистрация. Если компания ведет деятельность из своей страны, то оно не нужно. По онлайн сервисам то же самое. Я привел пример с Букниг ком, у которого нет представительства в РФ, но есть регистрация в качестве плательщика НДС. А скажем у того же агрегатора такси Гетт представительство в РФ есть. Все зависит от тех задач, которые возникают при ведении бизнеса. Кроме того от вида деятельности, и страны ведения бизнеса. Понимаете, Вы пытаетесь в общем порядке разобрать вопрос касающийся построения схемы работы с налоговым планированием, но это нельзя сделать вообще. Здесь применяется именно конкретика.

ОК. Говорим о России. То есть для физического офиса — надо регистрировать филиал / представительство, а для электронной формы — просто регистрироваться плательщиком НДС. И это явно прописано в законах?

А если я просто захожу на сайт иностранной компании и покупаю там услугу, оплачивая картой, владелец сайта должен бежать в РФ и регистрироваться тут плательщиком НДС? 🙂 Вряд ли же? Или он должен сделать сайт не доступным на территории РФ? 🙂

Да, должен, если его деятельность подпадает под НДС. Сам он ничего блокировать конечно не будет, поскольку закон его страны это не обязывает делать и его работа с точки зрения его страны совершенно законна. А вот со стороны нашего государства такие меры в отношении сайта возможны. Возьмите ту же блокировку роскомнадзором сайтов онлай казино и букмекерских контор, деяткльность которых в иностранных юрисдикциях законна

Не совсем понимаю отрицательную оценку. То что действующее законодательство не совпадает с вашими ожиданиями совершенно не означает, что ответ неверен. По вашему уточнению я ответил. Вы вправе прислушаться к моему ответу, или поступить так как кажется правильным вам. В любом случае схему регистрация-нерегистрация вам представлена и разьяснена и мной и коллегами.Все остальное возможно уже при детальной проработке, но это за рамками вопроса

Ну и дам данные по прошлым периодам по тому же Фейсбук

Видео Представительства и филиалы юридического лица — комментарий к cтатье 55 ГК РФ

Facebook стала одной из ста иностранных IT-компаний, которые встали на учет в российскую налоговую службу для выплаты НДС. Ранее Apple повысила из-за «налога на Google» стоимость подписки на iTunes Match.

В Федеральной налоговой службе (ФНС) зарегистрировалась первая сотня иностранных IT-компаний, готовых платить НДС при продаже виртуальных товаров в России. Об этом сообщает газета «Ведомости». Речь идет о так называемом «налоге на Google».Представитель ФНС рассказал газете, что среди зарегистрированных компаний уже есть Facebook, а также Apple Distribution International, Google Commerce Ltd, Microsoft Ireland, Netflix International B.V. и Wargaming Group Ltd, Bloomberg, Financial Times и др.

Это данные на 2021г.

По признакам представительства можете посмотреть ст.306 НК.

Все остальное уже предполагает детальный разбор и может быть осуществлено за рамками вопроса.

А если компания оказывает услуги через наемных работников в РФ, речь уже может идти о том, что должно быть представительство — ст 306 НК, я ее приводил. в этом случае необходимо его регистрировать с полным налогообложением. Здесь нужно рассматривать всю схему деятельности. Но это уже за рамками первоначального вопроса, по которому я дополнительно вряд ли что то добавлю.

Где Вы приводили статью 306? Я вижу только ст. 83 про электронные услуги.

по поводу возможности работы через интернет, здесь так же, повторю еще раз, все зависит от конкретной страны и ее законов. По РФ Вам данные и я и коллеги привели. По иным странам это уже конкретика законодательства государства, где Вы планируете работать.

  • 7,9 рейтинг
  • 1086 отзывов

Уважаемый Fedor, здравствуйте!

Согласно Приказа Минфина РФ от 30.09.2021 N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения»

Иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.

То есть если иностранная организация сняла на территории РФ офис для ведения деятельности, то возникает обязанность пойти и встать на учет в налоговой.

Но вопрос в том, МОЖНО ли действовать без доп. регистрации — принимая платежи на счёт своего юридического лица.

Иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала банка), в котором ей открывается счет в рублях или в иностранной валюте (п.16 вышеуказанного Приказа).
То есть если иностранная организация открыла счет в российском банке, тоже обязательна регистрация в налоговом органе. Если расчеты проводятся иностранной организацией без открытия счетов в российских банках, а с использованием счетов, открытых в другой стране, и без открытия офиса в РФ, то тогда обязанности вставать на учет в России нет.

Что касается деятельности российских юридических лиц на территории Европы, то не исключаю, что в каких-то странах имеются схожие с российскими правила о постановке на учет иностранных организаций. Если Вас интересует конкретная страна, то сообщите, можно поискать.

С уважением, Артемьев Роман

P.S. При возникновении других вопросов или необходимости в подготовке документов —обращайтесь в чат к юристу.

ОК, со счётом понятнее, спасибо.

Но, как я писал, зачем открывать счёт, если можно принимать всё картой через аггрегаторы и т.п. на свой родной счёт. Тем более, что открытие счёта накладывает доп. обязанности ).

И главный вопрос, на который никто не хочет ответить — в чём ЮРИДИЧЕСКОЕ отличие между открытием физического офиса и деятельностью через сайт в интернете (как действуют множество различных глобальных сервисов, оказывая услуги на территории иностр. гос-ва не открывая, разумеется, представительств). Если отличий нет, то зачем предпринимать лишние действия и регистрировать филиал в случае физического офиса? Конкретная страна — Россия.

Из моего ответа четко следует: есть офис — надо регистрироваться в России, нет офиса (работаете в интернете) -НЕ НАДО.

А если оказываешь услуги удаленно (твои наемные работники) в другой стране, но НЕ электронно и БЕЗ офиса?
Fedor

Для целей признания операции облагаемой НДС нужно, чтобы услуга оказывалась на территории РФ или покупатель услуг находился на территории Российской Федерации.

Если же у Вас услуга оказывается за пределами РФ или покупатель тоже находится за границей, то в таком случае обязанность платить НДС НЕ ВОЗНИКАЕТ, нет и необходимости заморачиваться по поводу «дополнительной регистрации» (постановки на учет):

НК РФ Статья 148. Место реализации работ (услуг) 1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

  • 10,0 рейтинг
  • 4856 отзывов эксперт

Добрый день!
Коллеги уже ответили на Ваш вопрос, хотелось бы дополнить ответ в части прохождения валютного контроля.
Прежде всего отмечу, что заключение договора с иностранным заказчиком (валютного договора) и прохождение валютного контроля – не такая сложная процедура как может показаться на первый взгляд. С учетом последних изменений законодательства, во всех случаях обязательными для исполнения являются требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ, а также инструкции ЦБ от 16.08.17 № 181-И.
Тем не менее не все знают, что в рамках установленных требований всю процедуру получения денег от иностранного заказчика можно в зависимости от конкретной ситуации упростить при полном соблюдении требований законодательства.
Исходя из своего опыта работы в части составления и сопровождения контрактов моих клиентов с иностранными заказчиками (в основном это США, Канада, Кипр, Великобритания, Австралия, Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Чехия и другие страны ЕС, а также Китай), прохождения валютного контроля, а также налоговых проверок таких контрактов хотелось бы отметить следующее.
1. В целом на сегодняшний день правила такие, что договоры ВЭД подлежат обязательной регистрации если они превышают 6 млн рублей по экспорту (или эквивалент в валюте), 3 млн рублей (или эквивалент в валюте) по импорту. Если в договоре нет фиксированной суммы, то в этом случае обязанность зарегистрировать договор появится, как только сумма контракта достигнет и превысит указанные суммы.
Также с учетом последних изменений если сумма договора за весь период его действия не превышает 200 тысяч руб. (то есть если будет 3 платежа по 100 т.р., то это уже 300 т.р. и под исключение Вы не подпадаете), то не обязательно даже предоставлять документы в банк. Правда формально у банка все равно остается право запросить документы, если у него появятся сомнения относительно совершаемых Вами операций.
2. Что касается взаимоотношений с налоговыми, то для отчетности Вы им предоставляете договоры со всеми приложениями, инвойсы, акты, дополнительные соглашения (некоторых документов может не быть, иногда может быть только договор). Однако стоит отметить, что когда Вы находитесь на УСН 6% и налог оплачиваете со всего оборота, то по моей практике часто налоговая вообще ничего не запрашивает, так как Вы уже и так оплатили все возможные налоги в рамках своей системы налогообложения.
Если Вы ИП на ПСН (патенте), то здесь возможность работы с иностранными заказчиками и оставаться на ПСН полностью зависит от того, насколько грамотно составлен договор.
При этом учет доходов производится по курсу ЦБ на день зачисления валюты на транзитный счет в банке (п. 3 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ, Письма Минфина России от 22.01.2021 № 03-11-06/2/1645, от 27 января 2021 г. N 03-11-06/2/10, от 20 декабря 2021 г. N 03-11-06/2/181).
Аналогично Вы отражаете поступление денег в КУДиР также по курсу ЦБ на день зачисления валюты на транзитный счет в банке.
3. Что касается самого Договора с иностранным заказчиком, то его можно заключить в нескольких формах:
— в форме стандартного договора.
— в форме счета-договора (инвойса-договора) – то есть когда мы объединяем инвойс и договор и делаем все в одном документе (больше подходит для разовых/периодических услуг).
— в отдельных случаях можно использовать вариант с договором-офертой (есть особенности).
Конкретную форму нужно выбирать в зависимости ситуации, в том числе в зависимости от того, насколько сильно нужно упростить процедуру подписания договора, на чем настаивает и на что готов контрагент.
4. Также есть различные способы подписания договора с иностранным заказчиком, в частности:
— стандартный обмен бумажными формами через курьера (сейчас все реже применяется).
— подписание договора путем обмена сканами (п.2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ). То есть подписали, отсканировали – скинули контрагенту, он сделал тоже самое и по итогу у каждого есть скан договора, подписанный с двух сторон. Действующее законодательство, а также налоговая и банковская практика полностью допускают такой вариант, то есть этот способ ничем не уступает первому варианту.
Единственное в этом случае есть 3 обязательных требования:
а) в договоре должен быть введен электронный документооборот,
б) тот факт, что договор подписывается именно путем обмена сканами должен быть обязательно отражен в договоре,
в) в договоре должны быть расписаны каналы электронной связи между сторонами, включая адреса электронной почты, через которые будет происходить процесс обмена сканами договора.
5. К самому договору с иностранным заказчиком есть определенные требования в плане его содержания. Требования, как правило, можно разделить на 2 составляющие:
— требования законодательства (то есть для определенных видов договоров закон устанавливает требования что именно в них должно быть учтено, какие условия должны быть прописаны и т.д.).
— требования из банковской практики. В рамках прохождения валютного контроля банк будет изучать Ваш договор и помимо соблюдения формальных требований законодательства банк должен видеть и понимать, что цель договора – это действительно оформление реальных правоотношений между Вами и контрагентом. Здесь уже есть отличия от банка к банку (Сбербанк имеет свою практику, Модульбанк и Тинькофф свою и т.д.). Если эти требования не соблюдать, то банк может заподозрить Вас в фиктивности договора, а в отдельных случаях еще и в попытке отмывания денег через данный договор.
Логика банка здесь очень простая – когда 2 стороны заключают между собой реальный договор, они заинтересованы в защите своих интересов по договору. Например, если российский ИП заключает договор с компанией из США на разработку программного обеспечения (ПО), то с точки зрения банка логично, что заказчик из США будет заинтересован в том, чтобы в договоре были прописаны сроки выполнения работ, порядок устранения недостатков, порядок приемки и т.п., а исполнитель заинтересован в том, чтобы в договоре четко были прописаны условия и порядок оплаты по договору. Если банк видит, что в договоре «криво» прописаны условия про сроки выполнения работы и порядок приемки, то у банка могут возникнуть сомнения – действительно ли договор реальный, поскольку для банка подозрительно почему заказчик так беспечен по отношению к таким важным пунктам в правоотношениях между сторонами.
Безусловно, что все нюансы по требованиям банков к договору здесь я не смогу описать, но наиболее общими требованиями являются следующие:
5.1. Предмет договора. Обязательно должен быть конкретизирован, то есть просто «разработка программного обеспечения» — это не лучший вариант, желательно прописать, например, для чего разрабатывается ПО (для каких целей, для какого проекта и т.п.). Здесь допустимы следующие варианты:
— в договоре делается непосредственно ТЗ на разработку.
— делаем рамочный договор, а именно в договоре прописывается общая формулировка, например, та же «разработка программного обеспечения» + дополнительно прописываем, что Стороны конкретные услуги и требования к ним согласовывают дополнительно и фиксируют в инвойсах (счетах на оплату) или в отдельных дополнительных соглашениях.
— делаем рамочный договор, а именно в договоре прописывается общая формулировка + дополнительно указываем в договоре, что конкретные услуги согласовываются в переписке по электронной почте, мессенджерах, системах постановки задач и т.п. Обращаю внимание, что подобный вариант также полностью соответствует закону и также устраивает банки.
5.2. Порядок и сроки оплаты. За нарушение сроков оплаты можно получить штраф вплоть до 100% от суммы перевода, поэтому обычно я рекомендую прописывать сроки таким образом, чтобы они точно не были нарушены (то есть с привязкой к какому-либо событию, которое мы сами контролируем – выставление инвойса, подписание акта + прописывать сроки с запасом и т.д.). Еще бывают ситуации, когда компания проводит оплату не напрямую на р/с ИП/ООО, а через различные системы – тут нужно каждую ситуацию смотреть отдельно (допустимо это или нет) и, если допустимо – этот момент также обязательно должен быть прописан в договоре.
Как это ни странно, но сумма оплаты также может заинтересовать банк, а именно если сумма покажется банку неоправданно завышенной (например простая консультация стоит 50000 долларов), либо банку покажется сомнительным порядок формирования стоимости услуг (например, если из договора следует, что услуги оказываются нерегулярно, а стоимость, указанная в договоре, прописана фиксированная каждый месяц) – тоже могут быть проблемы.
Обращаю внимание, что оплата может быть определена в договоре следующими способами:
— фиксированная плата за весь договор – это подходит для разовых услуг.
— фиксированная ежемесячная оплата – это подходит для вариантов, когда Ваш заказчик – это Ваш работодатель, либо, когда объемы работы примерно одинаковые из месяца в месяц.
— почасовая оплата. Самый распространенный вариант. Подходит для любых ситуаций, поскольку механизм оплаты максимально прозрачен. Этот вариант также полностью законен, единственное к нему есть свои требования. В частности, важно расписать как именно ведется учет количества часов (через специальную программу, либо учет количества часов ведет исполнитель) и по итогу количество часов и общий размер должны фиксироваться в ежемесячных актах (бывают исключения из такого порядка, иногда без актов обходимся). То есть здесь важно, чтобы для банка и для налоговой механизм расчета количества часов был максимально прозрачен.
Также отмечу, что если нужно, то в договоре можно прописать выплату бонусов от иностранного заказчика (отношения с иностранным заказчиком все равно не могут признать трудовыми), а также компенсацию расходов (например, на покупку оборудования (ноутбука и т.п.), на связь и иные подобные расходы).
5.3. Сроки выполнения работы. До 2021 г. в плане этого пункта было проще, сейчас с учетом последних изменений требований к данному пункту стало больше, а именно сейчас в плане сроков выполнения работ должно быть больше конкретики. Если ситуациях такая, что определить срок заранее нельзя (а так происходит в большинстве случаев), то обычно мы привязываем срок к определенным событиям (оплата и т.д.) + в отдельных случаях прописываем предварительные сроки, а затем по ходу работы конкретизируем их через дополнительные соглашения.
5.4. Порядок приемки услуг. Здесь все зависит от ситуации, с точки зрения закона допустимы следующие варианты:
— стандартный вариант, при котором подписываются акты выполненных работ. Акты обычно подписываются: а) либо один раз за весь договор (обычно подходит если договор на разовую услугу), б) помесячно/поквартально – если это фактически трудовой контракт, либо договор предполагает выполнение регулярной работы, в) по итогам выполнения отдельных заданий в рамках договора по каждому заданию отдельно.
— упрощенный вариант, когда факт приемки работ мы привязываем к определенным событиям (оплата по договору, направление определенного текста на электронную почту, отсутствие претензий в течение какого-либо времени и т.п.).
Выбор конкретного варианта зависит от ситуации, обычно я рекомендую определенный вариант уже после детального изучения ситуации клиента.
5.5. Применимое право. Здесь нужно определиться с тем, каким законодательством регулируются взаимоотношения с контрагентом и суды какого государства будут рассматривать споры – обычно рекомендуется РФ, остальное уже зависит от того, согласен ли на это контрагент.
5.6. Если у Вас дистанционное взаимодействие с контрагентом (а при работе с иностранными заказчиками это почти 100% случаев), то обязательно нужно:
— ввести договором электронный документооборот (если делать это грамотно, там будет достаточно много пунктов, я сейчас не буду все их расписывать),
— указать в договоре все контактные данные Сторон (электронные почты, номера телефонов, мессенджеры) и данные уполномоченных представителей сторон.
— если используются специальные системы для связи между сторонами, а также для постановки задач или учета количества часов – также обязательно нужно это фиксировать в договоре.
5.7. Реквизиты сторон. Как ни странно, здесь часто допускаются ошибки. Например, я часто встречал некорректное написания страны контрагента (упускали слово «Республика …» и т.п.). Желательно точное наименование брать из общероссийского классификатора стран мира Классификатор ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Также по моей практике часто не полностью указываются реквизиты банка (упускается адрес банка).
6. Ответственность. По практике, легче всего при получении денег от иностранного заказчика попасть на ст. 15.25. КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Ответственность по данной статье может достигать 100% от полученной Вами на счет суммы. Например, бывают ситуации, когда заказчик перечисляет оплату за услуги, но делает это каждый раз с задержкой на неделю-две — в такой ситуации есть реальные шансы получить штраф до 100% от суммы каждого перевода (то есть вообще могут по всем платежам забрать все деньги).
В отдельных случаях может грозить ответственность по ст. 193 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» (репатриация — это промежуток времени между датой экспорта и датой поступления денег в качестве оплаты эксперта или между датой платежа по импорту и датой импорта).
Готов ответить на Ваши дополнительные вопросы.
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Оцените статью
Торговля на фондовом рынке
Добавить комментарий